В 2012 году продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, выросли на 11%. В следующем, 2013-м он резко упал на целых 5,5%. В первом квартале 2014 года объемы продаж оказались еще на 2% меньшими, чем годом ранее.
2013-й стал для России первым полным годом пребывания во Всемирной торговой организации. Официально к ВТО Россия присоединилась в августе 2012 года. Участники автомобильного рынка и те кто надеялся купить по доступной цене авто из Европы, очень рассчитывали, что ситуация изменится. Ведь соглашение с ВТО предусматривало, в частности, поэтапное, в течение семи лет, снижение импортных пошлин на ввозимые в Россию авто из Европы и Америки.
   Но членство России в ВТО практически не оказало влияния на российский автомобильный рынок, отмечают аналитики. Во-первых, соглашения о промышленной сборке на территории России были заключены с зарубежными автомобильными компаниями еще до вступления страны в ВТО, и почти все такие производства уже открылись. Это привело в итоге к резкому росту объемов продаж в России зарубежных моделей, но - местной сборки, которые вытесняли на рынке импортируемые авто из Европы и других стран.
  И этот тренд лишь продолжится, тем более, что, с точки зрения защиты отечественного рынка, ситуация мало изменилась. Цена не упала, несмотря на то, что  импортные пошлины на автомобили немного снизились, но при этом в России был введен утилизационный сбор, который полностью компенсировал потери. И фактически сохранил тот уровень защиты внутреннего рынка, какой был до вступления страны в ВТО”.
  Пошлины на иномарки всё-таки будут снижаться,  но в основном -  ближе к концу десятилетия, продолжает аналитик “ВТБ-Капитал”, а к тому времени местное производство иномарок, если нынешние планы не расстроятся, будет представлено в стране гораздо шире, чем сегодня.  Уже сейчас  900 автомобилей продается в России в течение одного часа.
Два крупных российских автопроизводителя – сначала АвтоВАЗ, а в начале апреля и Ford Sollers – объявили о планах сокращения персонала и объемов производства на своих заводах. Для сравнения. В Европейском союзе из 100 крупнейших автомобильных заводов, 58 загружены менее чем на 75% своих мощностей, то есть ниже уровня, который считается в этой индустрии критическим. В России избыточные мощности  сосредоточены в основном в сегменте наиболее дешевых автомобилей. Аналитики считают, что избыточные мощности АвтоВАЗа сейчас составляют около 30%, компании Sollers - 40-45%.
  В свое время, когда многие зарубежные автомобильные компании лишь принимали решения о создании в России собственных производств, в том числе в рамках соглашений о промышленной сборке, представляющих таможенные льготы в обмен на поэтапную локализацию производства комплектующих, динамика грядущего спроса на российском рынке представлялась иной: ожидали почти непрерывного его роста, поэтому какую-то часть уже созданных компаниями мощностей им пока задействовать и не удается. Если бы все автозаводы России работали в три смены, совокупный объем их годового выпуска превысил бы 3 млн. автомобилей. В прошлом году в стране было продано 2,8 млн., из которых примерно 30% пришлось на импорт авто из Европы и Америки.
  Ситуация меняется по всем позициям. Даже кредит стал тормозом на рынке продаж. В 2013 году, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), почти 46% всех новых автомобилей в России было куплено с использованием банковских кредитов. То есть автокредитование фактически вернулось на уровни 2008 года – тогда в России каждый второй новый автомобиль был приобретен в кредит.
  Однако в прошлом же году стала заметно меняться структура самого российского рынка потребительского кредитования в России. Прежде всего, ввиду принятых Центральным банком мер, направленных на сдерживание темпов его роста, которые еще годом ранее превышали 40%..
В первом квартале этого года, по данным НБКИ, общее количество автомобильных кредитов в России сократилось более чем на 10% к уровню января-марта прошлого года, тогда как количество выданных ипотечных кредитов, наоборот, выросло на 12%. просроченная задолженность по автомобильным кредитам в России, по данным Национальной службы взыскания, увеличилась за прошлый год на 43%, то есть на треть, опередив рост объемов самого автокредитования.
  В 2014 году ставки по банковским автокредитам в России, в зависимости от их сроков, составляли в среднем от 16% годовых для кредитов на один месяц и 19% - на полгода. С началом событий в Крыму, Центробанк, чтобы сдержать падение рубля, резко – почти на треть – повысил базовую процентную ставку, по своим залоговым кредитам коммерческим банкам. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону.
  По всем параметрам спрос на автомобили может быть удовлетворен за счет подержанных авто из Европы. Или за счет ремонта уже курсирующих по дорогам России иномарок. Пока таможенникам удается сдерживать этот натиск. Но как долго это будет удаваться - большой вопрос.

Яндекс цитирования